Топ-100

Ради новой трамвайной ветки в Краснодаре выкупят примерно 40 частных домовладений

Все альтернативные варианты провести трамвай в район «Панорамы» обойдутся еще дороже.

Мэр Краснодара Евгений Первышов 23 декабря рассказал журналистам, что в 2022 году в городе планируют начать строительство еще одной новой трамвайной ветки: либо на Гидрострое, либо в районе Восточно-Кругликовской улицы и жилмассива «Панорама».

«Форсируем проектно-сметную документацию», – сообщил мэр. – «Что быстрее будет на выходе, то и получит приоритет для проведения тендеров».

Также Первышов рассказал, что прокладывать трамвайную ветку к Восточно-Кругликовской решено по первоначальному плану – в районе Новосельского переулка, поскольку альтернативные проекты требуют выкупа ещё большего количества частных домовладений.

«Не хотелось бы массового расселения и сноса целых кварталов», – цитируют мэра Юга.ру. – «Потому что тогда на это мы потратим больше, чем будет стоить сама трамвайная линия. Попытаемся выкупать именно пустые участки и поменьше затрагивать капитальные строения».

 

«Кубанновости» обсудили целесообразность подобных трат бюджетных средств со специалистом в области урбанистики. Константин Трудик, возглавляющий Краснодарское отделение фонда Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца, рассказал о своем видении того, что поможет победить пробки и что для этого способен сделать каждый из нас.

 

ТРУДИК: Так или иначе, но для здорового развития городу трамвай необходим. Это одна из самых эффективных разновидностей общественного транспорта. И уж точно самая эффективная из тех, что можно разместить в плотной застройке.

А среди главных проблем Краснодара – центр, окруженный кольцом частного сектора низкой плотности, в сочетании со спальными районами, где плотность сверхвысокая. И все это на фоне серьезной маятниковой миграции (регулярных поездок жителей соседних населенных пунктов на работу, учебу и так далее – прим. ред.). Это данность, и нам с ней нужно как-то жить.

«КУБАННОВОСТИ»: То есть, краснодарцы обречены страдать?

ТРУДИК: Конечно, нет! Урбанистическая наука давно умеет решать подобные задачи. Сейчас мы имеем возможность ориентироваться на примеры, успешно реализованные в США и Европе после 50 лет проб и ошибок.

Пока СССР искусственно сдерживал потребление, США и некоторые другие страны шли по пути постоянно расширяющейся автомобилизации. И в какой-то момент эти страны поняли свою ошибку и начали строить трамвайные ветки, а автомобильные развязки и эстакады убирать из городов.

Так что теперь мы можем срезать углы: не совершать действий, заранее обреченных на провал, а делать то, что будет иметь гарантированный успех. У развитых стран можно заимствовать не только идеи проектов, но даже готовые методы и стандарты проектирования. 

У нас есть возможность перепрыгнуть 50 лет последовательных ошибок в развитии транспорта и сразу стать вровень с передовой транспортной наукой. А она говорит следующее: нет ничего эффективнее, чем магистральный общественный транспорт в сочетании с хорошей пешеходной и велосипедной инфраструктурой. Вместе они работают как единая система: общественный транспорт (ОТ) двигается по выделенным линиям (это гарантирует скорость и четкий график), а преодолевать «проблему последней мили»…

«КУБАННОВОСТИ»: Имеется в виду, добираться от остановки до дома, офиса и так далее?

ТРУДИК: Да. С этой проблемой помогают справиться СИМ – средства индивидуальной мобильности: велосипед, самокат и прочее. В сочетании с обустроенными тротуарами это поднимает благоустройство города на новый уровень. Мы получаем город, где личный автомобиль становится нужен больше для загородных поездок. А внутри города есть все возможности комфортно и быстро передвигаться и без машины.

 А пока что мы в ловушке: городская среда некомфортна – от нее хочется спрятаться в машине – поездок на автомобиле всё больше – дорог и парковок не хватает ещё сильнее, воздух загрязняется, фоновый шум громче – городская среда всё хуже и хуже. А значит, всё сильнее хочется спрятаться от этого в машине – и проблема нарастает по спирали.

Мы в «Городских проектах» хотим показать людям, что можно двигаться в обратном направлении: отказываемся от машины в пользу велодорог, ОТ и тротуаров – вы открываете для себя новые способы удобного передвижения – городская среда становится лучше. По той же спирали всё крутится в сторону всё более комфортного города.

Как развиваются наиболее успешные в финансовом и социальном смысле страны? Они отказываются от автомобилей и все больше развивают комплекс «велодороги – ОТ – тротуары». Не из слепой веры, а по расчету. Они поняли: чем комфортнее город, тем охотнее сюда поедут дорогостоящие специалисты, которые повысят ВВП, заплатят больше налогов – и весь город от этого станет богаче. 

«КУБАННОВОСТИ»: Получается, что комфортное перемещение по городу – это не просто «приятненько», а прямая финансовая выгода?

ТРУДИК: Именно! Поэтому я призываю всех голосовать за развитие сети велодорог, строительство нормальных тротуаров и выделенные полосы для общественного транспорта.

Давайте учиться полноценно жить в городе, а не просто присутствовать в нём! Мы сами кузнецы своего счастья.

Посмотрите, кто больше говорит о трамвае – Музыкальный район или «Панорама»? И получите очередность строительства: в Музыкальном вот-вот начнут, а в «Панораме» до сих пор не решили точно, где делать «прокол» в частном секторе. 

При этом на самом деле не так важно, как именно будут развиваться трамвайные пути в Краснодаре.

«КУБАННОВОСТИ»: Это почему же?

ТРУДИК: Город – гибкий организм, он примет любой маршрут трамвая и будет развиваться вдоль этого маршрута. А новое жилье будет ориентироваться на трамвайный проект – и на наличие велодорожек. Посмотрите любой свежий рекламный проспект от застройщика – близость трамвая и велодорожек там указана первым делом. А вот наличие этой близости – это уже вопрос городских властей и локального самоуправления (муниципальных депутатов, например). Как район голосовал, какого депутата выбрал – такой уровень проработки ситуации и получит.

Городские власти свою часть сделали – обозначили намерение развивать трамвай. Для них нет принципиальной разницы, где начать раньше – на «Панораме» или на Гидрострое. Так что эти ресурсы получит тот район, где более пробивной депутат, за которого голосовали в том числе именно ради улучшения транспортной ситуации, и где больше социальной активности: жители собирают общественные советы, участвуют в политике.

 Поэтому, если «Панорама» хочет быстрее добираться в центр без пробок и крюков – я советую им подключаться в работу по переговорам с владельцами частных домов, по территории которых пройдет прямая трамвайная ветка в их район. Если конкретнее, можно устроить социальный контроль, чтобы этим владельцам выделили достойные участки в том же районе (а там продается много домов, я проверял), и люди охотнее шли на сделку с мэрией. 

Всё в наших руках!

Комментарии

Здесь ещё нет комментариев, вы будете первым.

Добавить комментарий

Sidebar